И.Бунин. Вход в Иерусалим
читать дальше«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнем преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя все грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой -
О мщеньи, о мщеньи,
О пире кровавом для всех обойденных судьбой -
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата - на позор,
На пропятье!ЛАЗАРЕВА СУББОТА И ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
читать дальшеВоскрешение Лазаря — последнее великое чудо Христово, последний отблеск Славы Его перед ночью Страстей.
Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и наконец решимость идти навстречу опасности. Иисус с глазами, полными слез, у гробницы сестры, подавленные горем, смущение Марфы, отваленный камень и властный царственный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь!» Безмолвная фигура в саване на пороге склепа...
Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, являет Себя ее повелителем...
Близится Пасха иудейская. Иисус снова в Вифании, где проводит субботу. А вечером следующего дня Он верхом спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним осел, символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение. Галилейские паломники сопровождают Его криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!..»
В городе смятение. «Кто это?» — спрашивают люди, выходя к воротам. «Это Иисус, Пророк из Назарета», — отвечают богомольцы. Они машут пальмовыми ветвями. Так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников.
С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих...»
Христос впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие. До последнего мгновения не поздно. Он несет Благую Весть, а люди хотят сигнала к восстанию.
Между ними и Сыном Давидовым пролегла пропасть. Даже Его ученики заражены общим ослеплением. Они спорят между собой, деля будущие места у трона.
Окруженный народом, но одинокий, вступает Иисус в столицу, проходит по праздничным улицам. Он продолжает идти через века, вслушиваясь в голоса людей. Он говорит им: «О, если бы вы узнали, что служит к миру вашему! До последнего момента еще не поздно...»
* * *
На богослужении Лазаревой субботы поются воскресные песнопения в знак предвозвещения Пасхи. Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят с ветвями. На Востоке — это ветви пальм, лавра и цветы; у нас — вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать пальмы был введен Церковью в IV веке. Отсюда название праздника — «неделя ваий» (греч. «ваиа» — пальма).
Из книги Александра Меня "Православное богослужение. Таинство, слово и образ"Странный праздник... фактически начало конца... первый шаг к Голгофе
Да, из Евангелия все верующие и не верующие знают, что за Великой пятницей и крестными муками будет Светлое Христово Воскресение.
И тогда...
Для воцерковленных - появится возможность в перспективе войти в Царствие Божье.
Для остальных - согревающая душу мысль о том, что с последним вздохом ничего не заканчивается, избавляющая от страха неизбежного финала, и она же подтверждающая небессмысленность нашей жизни. Причем не в биологическом и социальном плане - тут, как раз-таки смысл очевиден, а для отдельно взятого человека. Ведь у каждого есть свой внутренний мир, известный только ему одному, есть чувства и память. И зачем мы живем, если все это исчезнет вместе с нами?
А для кого-то - хрупкая надежда на встречу с теми, кто ушел в мир иной - подчас единственное, что дает возможность хоть как-то пережить разлуку.
Защита для психики...
И все же Голгофу для Него никто не отменял
* * * * *
читать дальшеСохрани нас, ветка вербы,
От нечаянного зла,
От сердечного ущерба,
От печального чела;
Сохрани нас от напасти,
Наговоров, колдовства,
От врагов, хотя б отчасти,
От друзей, хотя б едва;
Сохрани для нас взаимность,
Наши души пожалей –
Как хранишь от стужи зимней
Завязь собственных ветвей;
И надежду на свободу
Сохрани для нас сполна,
Как серебряную воду,
Что была освящена;
Ветка вербы, сохрани нас,
В бездну скорби не низринь,
Дай нам благости единой,
Веры и Любви. Аминь!
Браун Николай?
30 апреля 1975 г. Кучино.